Какой темп бывает


Таблица темпов метрономов

Метроном является универсальным устройством для задания ритма и чаще всего используется в музыке – при игре на гитаре, фортепиано, скрипке и других инструментах. Число ударов в минуту – это темп, которым характеризуется каждое музыкальное произведение. Представьте, начинающий исполнитель не знает, как играть венский вальс – он видит ноты, но не понимает, с какой скоростью должна звучать музыка. Музыкант решает «угадать» и выбирает ритм около 90 тактов в минуту – как итог, мы услышим совершенно другую мелодию, а выполнять бальный танец под такую композицию будет очень трудно. Чтобы не попасть впросак, и существуют темпы метронома, эта теория обязательно изучается в музыкальной школе.

Что такое темп метронома?

Темп в музыке – это скорость движения, которая очень схожа с биением сердца. Когда человек спокоен, пульс довольно редкий, но при волнении наблюдается ускорение сердцебиения. То же самое происходит и при звучании композиций – музыкант внутренне ощущает этот пульс, чтобы не сбиваться с ритма, исполнять мелодию гармонично и правильно, ровно так, как задумывал автор.

Чтобы облегчить работу музыкантов, был создан метроном – в нем можно задать нужный темп и не сбиваться. Темп метронома – это число ударов в минуту, которое воспроизводит устройство. Композиторы при написании произведений указывают или приблизительный темп, или точный – как раз по метроному, для этого изображают четверную ноту, ставят знак равенства и прописывают темп.

История темпов метронома

Метроном был создан Иоганном Мельцелем – этот композитор и механик не понаслышке знал о музыке. Названия же темпов пришли к нам из Италии и обозначаются словами из этого языка, поэтому при изучении польза будет двойной – и запомните темпы, и выучите пару десятков красивых иностранных слов. При этом в зависимости от выбранного для измерения метронома темпы будут различаться:

  • Maezel – он задает только основные ритмы, считается классическим;
  • 1950 года – темпы схожи с устройством Maezel, но могут быть ниже на 10-15 шагов;
  • современный – электронные или онлайн измерители, темп у них несколько живее, чем у аналогов.

Если вы – начинающий музыкант, можно использовать стандартные значения – усредненные показатели темпов, приведенные в табличке. Разница в 5-10 ударов в минуту не будет критичной.

Таблица темпов метронома

Чтобы облегчить задачу исполнителям музыкальных произведений, мы собрали все темпы метронома в одной таблице – здесь представлены медленные, умеренные, быстрее ритмы, отсортированные по скорости звучания.

Обозначение темпа

Характеристика

Число уд./мин., bpm

   

Стандартное значение

Метроном Maezel

Метроном 1950 г.

Современный метроном

grave

Максимально медленно, тяжеловесно

40 и меньше

 

44

 

larghissimo

Торжественно, важно

40 и менее

     

lentissimo

Очень медленно

40

     

adagissimo

Медленней largo

       

largo

Величественно

42-66

40

46

50

larghetto

Чуть быстрее largo

60-66

 

50

60

largamente

Широко, протяжно

58-97

60

54

70

adagio

Весьма спокойно

66-76

     

adagietto

Медленно, активней adagio

66

     

lento

Тихо, слабо

52-108

52

52

 

lentamente

Медленно

52-60

     

andantino

Максимально спокойно

80

 

66

 

andante

Умерено, как пеший шаг

56-88

69

 

80-100

con moto

С легким ускорением

84-100

     

moderato

Средне, умеренно

66-126

84

80

110

allegretto

Живо

108

100

100

 

vivace

Быстро, оживленно

140

144

126

 

allegro

Ярко, живо, подвижно

84-144

120

116

120-160

allegramente

Быстрее

       

presto

Крайне быстро

100-150

160

144

180

allegrissimo

Живее presto

       

vivacissimo

Активней vivace

       

prestissimo

Максимальная быстрота

200-208

184-240

184

200

rapido

Стремительно

свыше 200

     

veloce

С высокой скоростью

свыше 200

     

Число ударов в минуту примерное – используя метроном онлайн на нашем сайте, вы можете задать нужный темп и исполнить композицию правильно. Не забудьте настроить комфортную громкость – вы должны слышать ритм и музыку одновременно.

Музыкальные темпы: названия, термины

Каждый музыкант-профессионал знает о существовании нот разной продолжительности – половинные, восьмые и т. д. Но если спросить кого-то, сколько времени должна звучать каждая из них, ответ будет неоднозначным. Ведь звучание одной и той же четвертной ноты в разных произведениях будет отличаться по продолжительности. Поэтому, хоть длительность нот и связана со временем, определить ими протяжность всего произведения нереально. Это все равно, что пытаться измерить время с помощью шагов.

Музыкальный темп

Что же делать, и как правильно определить скорость звучания музыки? Как быстро внутреннему биологическому маятнику, находящемуся внутри каждого из нас, нужно работать в отбивании сильных долей? Ответ на этот вопрос существуют, ведь в этом случае речь пойдет о музыкальных темпах.

Темп в переводе с итальянского означает «время». Буквально термин означает быстроту звучания музыкального произведения, которое измеряется количеством ударов за минуту. Но главной задачей музыкального темпа является передача слушателю характера и эмоций творения композитора.

Каким бывает темп?

Для простых музыкальных слушателей-любителей главные отличия в музыке звучат, как быстрые или медленные. Профессиональные музыканты пользуются специальными терминами, придуманными в Италии. Таких терминов существует множество, но мы рассмотрим самые широко используемые. Стоит отметить, что, когда речь идет о музыкальном темпе, главным образом учитывается не определенное количество ударов (хотя и это тоже важно), а характер, несущий соответствующие эмоции.

Название темпа Эмоциональный оттенок, характер Количество ударов метронома
Grave очень медленно, тяжело, торжественно 40-48
Largo очень медленно, широко 44-52
Adagio спокойно, медленно 48-56
Lento тихо, медленно, протяжно, быстрее ларго 50-58
Andante умеренно, шагая 58-72
Andantino немного быстрее, чем анданте 72-88
Moderato весьма умеренно 80-96
Allegretto среднее между аллегро и анданте 92-108
Allegro весело, быстро 120-144
Animato взволнованно 152-176
Presto быстро 184-200
Prestissimo наиболее быстро 192-200

Как мы видим из таблицы, самый медленный музыкальный темп Grave, который означает, что произведение нужно играть не просто не спеша, но тяжело и торжественно. Здесь стоит отметить взаимосвязь значений темпа и музыкальных украшений (мелизмов). В данном случае, музыкальный термин Grave обозначает также «серьезность» исполнения, тогда как схожие по количеству ударов Largo и Adagio требуют от исполнителя импровизации в украшении.

Иногда в заданном темпе Grave может встречаться указание возле отдельных одиночных нот Adagio. По логике вещей, изменение темпа в торжественной, серьезной части (увертюре, например) невозможно. В этом случае адажио указывает на возможность орнаментирования данного участка произведения. Отсюда произошли изречения о мастерах импровизации, которых называли «хорошими исполнителями адажио». Такой термин означал, что музыкант умеет применять орнаментирование во время игры.

Метроном

Такое необычное название носит инструмент, способный отбивать ударами определенные кусочки времени, благодаря которым и определяют темп в музыке. Переводится метроном с греческого как «сила закона». Классическое устройство представляет собой деревянную пирамидку, в центре которой двигается маятник. На нем также присутствует шкала с цифрами. Они означают количество ударов за минуту времени. Например, быстрый музыкальный темп Presto составляет 184-200 щелчков. На каждый из этих ударов приходится сильная доля такта. Существуют также электронные метрономы, а также мобильные приложения на смартфоны, установив которые, можно задавать нужный темп прямо с телефона.

Относиться к игре под метроном следует осторожно. Ведь музыка должна быть живой и звучание ее сложно назвать сплошной механикой. В основном, метроном используют для игры технических произведений: этюдов, гамм, арпеджио.

Как разные темпы влияют на организм человека?

В одном итальянском университете доктор Лучиано Бернарди провел интересный эксперимент. В его основе лежала задача проследить влияние разных музыкальных темпов на человеческий организм. Для участия отобрали 24 человека, половина из которых были музыканты-профессионалы, а вторая половина - обычные меломаны.

До начала эксперимента были произведены замеры:

  • артериального давления;
  • частоты дыхательных движений;
  • частоты биения сердца;
  • высокая и низкая частота изменчивости сердечного ритма.

После этого подопытным давали слушать разные по продолжительности (2-4 минуты) и стилю музыкальные отрывки с непродолжительными паузами между ними.

Каким был результат эксперимента?

Результаты эксперимента показали, что все органические показатели увеличивались во время звучания быстрых темпов музыкальных произведений. Причем, у музыкантов частота дыхания отмечалась выше, чем у простых слушателей. Интересно, что обусловлено это явление не индивидуальными предпочтениями каждого из участников, а ритмическим рисунком и темпом самого произведения.

По мнению доктора и его ассистентов, чередование быстрого и медленного музыкальных темпов способно погрузить слушателей в состояние глубокой релаксации, а также улучшить работу сердечно-сосудистой системы.

Электронная музыка и ее темпы

Классика вечна... Так утверждал в свое время великий композитор Паганини. Конечно, у классической музыки есть свои поклонники. Но на смену ей пришли новые стили с кардинально свежим звучанием. К таким относится электронная музыка.

Для написания электронных произведений используют различную аппаратуру, мало чем схожую с клавесином или скрипкой. В основном, это компьютеры, синтезаторы и прочие модные новинки. Рассмотрим наиболее популярные музыкальные направления.

Брейкс

Это не просто стиль, а целая субкультура. Зародилась во времена популярности группы «Винстонс», которая во время игры впервые использовали ломаную, так называемую «барабанную петлю» – не один звук ударных, а целые небольшие отрывки, состоящие из нескольких тактов. Позже такие мотивы стали основой брейкбита. Часто звучат они и в drum’n’bass стиле. В брейксе они уже значительно видоизменились, но ломаный ритм остался. Правда, звучит он в более умеренном музыкальном темпе с частотой ударов 120-130.

Электро

Электронный стиль уходит истоками в хип-хоп культуру. Сформировался под мощным влиянием funk и Kraftwerk. Направление отличается ярко выраженным «компьютерным» звучанием. Естественных звуков в такой музыке практически нет. Даже вокальные партии или голоса природы видоизменяются до неузнаваемости с помощью различных эффектов. Главной темой композиторов стиля электро являются роботы, технологические новинки, ядерные взрывы и т. п. Темп используется в 125 и выше ударов.

Техно

Зародился в 80-х годах 20 века в Детройте. По истечении короткого времени стиль подхватили диджеи Европы. Если в Америке направление носило, скорее, андеграундный характер, то в Великобритании оно вырвалось наружу, подобно лавине. Механические ритмы, искусственный звук, многоразовое повторение музыкальных фраз – все это характеризует стиль техно. Темп составляет 135-145 ударов в минуту.

Еще раз о главном

Многие музыканты в разные времена любили экспериментировать с музыкальными направлениями и их темпами. Для ориентации во временном пространстве в момент игры на музыкальном инструменте используют метроном. Что правда, это весьма относительно, ведь музыка, хоть и связана тесно с математикой, все же отличается наличием души. А душа, в свою очередь, зависит от подачи музыканта. Так что, экспериментируйте, чувствуйте и наслаждайтесь искусством.

Темп в музыке - итальянские термины и перевод

Термины, относящиеся к темпу и характеру исполнения
abbandono удрученно, подавленно
abbandonamente удрученно, подавленно
accarezzevole ласково
affettuoso сердечно
agitato взволнованно, беспокойно
alla в духе (в стиле)
alla marcia в духе марша
alla polacca в польском духе, в характере полонеза
alla tedesca в немецком духе
amabile приятно
amoroso любовно
appassionato страстно
ardente горячо, пылко
arditamente смело, отважно
ardito смело, отважно
arioso певуче
barbaro дико, грубо, варварски
brillante блестяще
buffo комически
buffonesco комически
burlando шутливо, шаловливо
burlesco комически
calando уменьшая силу и скорость, угасая
calmando успокаиваясь
calmato тихо, спокойно
caloroso с жаром
cantabile певуче
cantando певуче
capriccioso капризно
carezzando лаская
chiaro светло, ясно, прозрачно
con affetto страстно, с чувством
con alcuna licenza с некоторой свободой
con allegrezza радостно
con amore с любовью, любовно
con anima с воодушевлением, с чувством
con bravura блестяще
con brio с жаром, живо, энергично
con calore с жаром, тепло
con dolcezza нежно, мягко
con dolore скорбно
con eleganza изящно, элегантно
con energia энергично, сильно, решительно
con espressione выразительно
con foco, con fuoco с огнем, пламенно
con grandezza величаво
con grazia с грацией
con impeto стремительно, порывисто
con malinconia меланхолично
con molta espressione с большой выразительностью
con morbidezza с мягкостью, с нежностью; болезненно
con passione со страстью
con rabbia с яростью, с неистовством
con rigore строго, точно, определенно
con sdegno гневно
con semplicita просто, естественно
con spirito с воодушевлением
con tenerezza с нежностью
con tristezza с грустью, печально
con umore прихотливо
concitato возбужденно, взволнованно
cupo мрачно, глухо
deciso решительно
deliberamente решительно, смело
delicato, con delicatezza деликатно, изысканно, утонченно
disperato в отчаянии
dolce мягко, нежно
dolcissimo очень мягко, очень нежно
dolente грустно, жалобно
doloroso скорбно
drammatico драматично
eguale ровно, гладко
elegante изящно, красиво
elegiaco печально, элегично
elevato возвышенно, приподнято
energico энергично
eroico героически
esaltato возбужденно
espressivo выразительно
fantastico причудливо, фантастически
fermamente, fermo твердо, крепко
feroce яростно, неистово
festivo, festivamente празднично, радостно
fiero гордо
flautando подобно флейте (нежно, воздушно)
flebile жалостно
flessibile гибко, мягко
focoso с огнем
frenetico неистово, исступленно
fresco свежо
funebre похоронно, траурно
furioso бешено, яростно, неистово
gaio весело, живо
galante галантно, изящно
generoso благородно
gentile нежно, мягко
giocoso шутливо, игриво
gioioso радостно, весело
giubilante радостно, ликующе
grandezza величие
grandioso пышно, великолепно, величественно
grazioso грациозно
guerriero воинственно
imitando подражая, имитируя
imperioso повелительно
impetuoso стремительно, бурно
improvviso внезапно, неожиданно
indifferente безразлично
infernale адски, демонически
innocente невинно, просто
inquieto беспокойно
intensivo интенсивный, напряженный
invariabile неизменно
irato гневно
ironico иронически, насмешливо
in modo rustico в сельском духе
in un istante мгновенно, внезапно
lacrimoso, lagrimoso слезно, печально
lamentabile жалобно
lamentoso жалобно, в характере плача
languido томно
largamente широко
leggiero легко
liberamente свободно
lontano отдаленно
lugubre мрачно
lusingando обольщая, прельщая
malinconico меланхолично
marciale маршеобразно
marziale воинственно
mesto печально
misterioso таинственно
morbido мягко, нежно; болезненно
mormorando шепча, бормоча, журча
narrante как бы рассказывая
naturale естественно, обычно
naturalmente естественно, обычно
nobile благородно, величественно
ondeggiando раскачиваясь, волнообразно
oscuro мрачно
parlando говоря
passionato страстно
pastorale пастушески, идиллически
patetico патетически, приподнято, воодушевленно
penseroso задумчиво
pensieroso задумчиво
piacevole приятно, мило
piangendo жалобно
pietoso жалобно, трогательно
placido спокойно, умиротворенно
pomposo величественно, торжественно
precipitando стремительно
precipitato стремительно
preciso точно, определенно
quasi eco подобно эху
quasi oboe подобно звучанию гобоя
quasi recitativo наподобие речитатива
quasi una fantasia наподобие фантазии
quieto спокойно
rabbioso яростно, неистово
radioso радостно, лучезарно
recitando, recitato рассказывая
religioso религиозно
rigoroso строго, сурово
risoluto решительно
ritmico ритмично
rustico простодушно, наивно, в сельском характере
scherzando шутливо
sсherzoso шутливо
sdegnoso гневно
selvaggio дико, грубо
semplice просто, естественно
sensibile чувствительно
sentimento чувство
sentito искренне, прочувствованно
senza espressione без выразительности
senza rigore не слишком строго
serioso серьезно
severo строго, серьезно
sfogato свободно, воздушно
sincero искренне
slargando расширяя
smanioso неистово, беспокойно
soave приятно, нежно
soavemente приятно, нежно
sognando мечтательно
solenne торжественно
sonante звучно, звонко
sonoro звучно
spianato с простотой
spigliato свободно, непринужденно
spirituoso одухотворенно, воодушевленно
stravaganza странность, причудливость, экстравагантность
strepitoso шумно, бурно
sublime возвышенно, величественно
tempestoso бурно, взволнованно
tempo di gavotta в темпе гавота
tempo di marcia в темпе марша
tempo di minuetto в темпе менуэта
tempo di valzer в темпе вальса
tenebroso мрачно
teneramente, tenero нежно, мягко, ласково
tepidamente сдержанно
timidamente, timido робко
timorosamente, timoroso боязливо
tranquillo спокойно
trattenendo, trattenuto сдержанно
trepido трепетно, взволнованно
trionfale торжественно, триумфально
tristemente грустно, печально
tumultuoso шумно, бурно
uguale, ugualmente ровно, однообразно
uniforme однообразно, равномерно
vagamente неопределенно
veemente стремительно, необузданно
vigoroso сильно, бодро
violente неистово
vittoriosamente, vittorioso победно, победоносно
volando летая
volteggiando, volteggiato быстро, гибко, легко
volubile, con volubilita гибко, извилисто
Дополнительные термины и приемы игры
a в, до, на, к, по, при, с, у, в характере
a bocca chiusa с закрытым ртом
a cappella без инструментального сопровождения
a due вдвоем
a tre втроем
a capriccio по желанию
a piacere свободно, по желанию
a punta d’arco концом смычка
a voglia по желанию
ad libitum по желанию, свободно
al в, до, к, при, у
al bisogno при необходимости
al centro в центре (мембраны)
al fine до конца
al margine у края (мембраны)
al segno до знака
al tallone у колодочки (смычка)
alla до, на, по, в характере
alla breve размер 2/2
alla testa возвращаясь к началу
all’ottava на октаву выше
all’ottava alta на октаву выше
all’ottava bassa на октаву ниже
altri другие (партия большинства)
anche также
ancora еще
aperto открыто (без сурдины)
appena едва, еле-еле
arco смычок (отмена pizzicato)
armonico флажолет
arpeggiando последовательное исполнение звуков снизу вверх
arpeggiato последовательное исполнение звуков снизу вверх
assai весьма, очень
attacca без перерыва
attacca subito без перерыва
bassa нижний, низкий
ben, bene, ben bene хорошо
bis исполнить фрагмент повторно
campana in aria раструбом вверх
canto партия, мелодия
carattere манера, характер
coda заключение
col, coll’, colla, colle с (творительный падеж)
col legno древком смычка
col pollice большим пальцем
col pugno кулаком
colla destra правой рукой
colla voce следуя за голосом
colla parte следуя за (сольной) партией
colle verghe прутьями
coll’ottava в октаву
come как, подобно
come sta как есть (играть, как написано)
con с
con due pedali нажав обе педали
con mano destra правой рукой
con mano sinistra левой рукой
con pedale с педалью (правой)
con sordino с сурдиной
con tutto l’arco всем смычком
continuamente постоянно
continuo постоянно, непрерывно
da, dal от, из, с, к, по
da capo с начала
da capo al fine повторить с начала до слова «Fine»
da capo e poi la coda повторить с начала, затем кода
da capo sin’al segno повторить с начала до знака
dal segno от знака
dal segno al fine от знака до слова «Fine»
destra правой рукой
destra mano правой рукой
di, d’ из, от, с (родительный падеж)
dietro il ponticello у подставки (на струнных)
diritta правая рука
divisi разделение (одной партии на несколько)
dopo после
doppio movimento с удвоенной скоростью
due corde на левой педали по двум струнам (на старинном фортепиано)
due volte повторить 2 раза
e, ed и
esecuzione исполнение
fine конец
finale финал
fino, fin’ до (предлог)
fino al segno до знака
forzando, forzare, forzato акцентированно, акцентировать
giusto точно
glissando глиссандо
glissando lungo медленное глиссандо
glissando rapido быстрое глиссандо
grande большой
il
in в, на, к, из, по
in distanza в отдалении
in margine по краю (мембраны)
in modo в роде, в стиле
insieme вместе
la prima parte первая часть
lasciar vibrare дать отзвучать (не заглушать звук)
legno древко (смычка)
loco, luogo (букв. Место) указание играть в той октаве, в которой написано
lungo долго
ma но
ma non tanto но не очень
mano destra правой рукой
mano sinistra левой рукой
martellato мартеллато (штрих на смычковых и ф-п)
meno менее
mezzo половина, середина, наполовину
modo способ, манера, характер
modo ordinario обычным способом
molto очень, много
moto движение
movimento движение
muta поменять инструмент/строй
non не
non troppo не слишком
o или
obligato партия солирующего инструмента (букв. обязательный)
od или
oppure или
ordinario обыкновенно, обычно (играть обычным способом)
ossia или
ottava октава
ottava alta октавой выше
ottava bassa октавой ниже
padiglione раструб
padiglione in aria раструбом вверх
parte партия; часть, раздел
pedale, Ped. на фп — нажать правую педаль
piccolo малый, маленький
piu более, больше
pizzicato игра щипком
pochettino совсем немного
pochissimo чуть-чуть, еле-еле
poco мало, немного, слегка
poco a poco мало-помалу, постепенно
poi потом
poi segue потом следует
ponticello на струнных — подставка
portamento портаменто (скользящий переход с одного звука на другой)
possibile возможно
precedente предшествующий, предыдущий
prima, primo первая; раньше
quasi как бы, почти, подобно
recitativo речитатив
ripieno аккомпанирующие инструменты; вступление всего состава (в concerto grosso)
ritmo ритм
saltando прыжки (штрих на смычковых инструментах)
scemando ослабляя, уменьшая
secondo второй
segno знак
segue, seguendo одинаково с предыдущим, продолжая, как раньше
sempre всегда, все время, постоянно
senza без
senza metre без метра, метрически свободно
senza sordino без сурдины
senza ripetizione, senza replica без повторения
simile подобно (предыдущему)
sin’, sino до (предлог)
sin’ al fine до конца
sinistra левая рука
solo один голос, соло
soli несколько голосов, несколько соло
sopra выше, сверху (на фп. — указание положения одной руки по отношению к другой)
sordino сурдина
sotto под, ниже
spiccato спиккато (штрих на смычковых)
stesso тот же самый, такой же
subito внезапно
sul, sulla на, у
sul G на струне G
sul bordo у края (мембраны)
sul ponticello у подставки (на струнных)
sul tasto, sulla tastiera у грифа
suono звук, звучание
tace молчи
tacet молчит
tallone колодочка смычка
tanto очень
tastiera, tasto гриф
tasto solo в партии basso continuo — играть бас без аккордов
tempo темп
tenuto выдерживая длительности; протянуто
tenere il tempo соблюдать темп
testa начало
tre corde без левой педали
troppo слишком
tutte le corde без левой педали
tutti все вместе (весь оркестр)
ultima volta в последний раз
un pochettino чуть-чуть
un poco немного
un poco piu немного более
un poco meno немного менее
una corda с левой педалью
unisono в унисон (играть одну партию)
valore длительность (ноты или паузы)
via sordino снять сурдину
voce голос
voci несколько голосов, голоса
volta вольта; раз

Ритм, такт, темп, размер. Разберёмся?

Привет, друзья!

В этой статье речь пойдет о ритме в музыке. О таких понятиях как такт, темп, размер, метроном и т.д., так как понимание этих вещей едва ли не важнее музыканту, чем знание самих нот. Да и нет здесь ничего особо сложного, и мы во всем сейчас с вами подробно разберемся.

Любую современную песню или музыку можно разделить на небольшие повторяющиеся фрагменты одинаковой длины, из которых эта песня и состоит. В стихотворении - это строки, следующие одна за другой. Они обычно одинаковые по длине. В песне - это тоже строки куплетов и припевов. Даже если музыка без слов, в ней все равно можно выделить эти строки, одинаковые по длине музыкальные предложения, которые следуют друг за другом и повторяются. Главное здесь то, что они одинаковой длины.

Возьмём для примера фрагмент стихотворения А. С. Пушкина "Зимний вечер"

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя...

Здесь хорошо видны 4 одинаковые строки. В любой песне или музыке их тоже можно выделить. Одна такая строчка в музыке называется такт . Они могут быть короче или длиннее, но пока для примера возьмём одну строчку равной одному такту. То есть, приведенный пример состоит из 4 тактов. Из тактов состоит вся музыка, любые песни и мелодии. Это как некая "сетка", в которую мы будем вписывать ноты мелодии и слова песни.

Важно научиться выделять такие такты в любой музыке. Обычно это не сложно, если понимать, что они одинаковой длины и повторяются на протяжении всей песни или мелодии.

В нотной записи такты отделены друг от друга тактовой чертой и иногда даже пронумерованы.

Пример - ноты и табулатура для укулеле. Такты отделены друг от друга тактовой чертой и пронумерованы.


Теперь рассмотрим поближе один такт: "Буря мглою небо кроет" .

Можно увидеть, что он состоит из чередующихся ударных-безударных гласных, причем первый - ударный.

Мы как будто прыгаем внутри такта - БУ-ря-МГЛО-ю-НЕ-бо-КРО-ет .

Слоги под ударением называются сильной долей , в каждой строке нашего примера таких сильных долей по 4 шт.
И, очевидно, в противовес сильной, есть слабая доля - безударные слоги. В нашем примере их тоже по 4 шт. на такт.


Если мы присвоим каждой сильной доле свой номер, от 1 до 4, а каждой слабой доле просто дадим маленькую букву "и", то весь такт из примера примет такой вид:

"1 и 2 и 3 и 4 и "

Вот это и есть самое важное - размер . Наша композиция (то есть пример-стихотворение) состоит из одинаковых 4-х дольных тактов. Сильных долей в каждом такте 4.

Вот примеры самых распространённых размеров:

"1 и 2 и 3 и 4 и "
- это наш пример. Также четверками (и их вариациями) играется подавляющее большинство современных песен.


"1 и и 2 и и 3 и и 4 и и " - это вальс.

Например:
"Вальсовый ритм звучит интересно,
Я обожаю его, если честно..."

Легко выделить ударные слоги и по два безударных между ними: (а в конце строчек можно даже заметить паузу)

ВАЛЬ-со-вый-РИ-тм-зву-ЧИТ-ин-те-РЕ-сно-_

Я-о-бо-ЖА-ю-е-ГО-ес-ли-ЧЕ-стно-_

Итак. Главное.
Музыка делится на такты . Они повторяются друг за другом.
Внутри такта все может быть по-разному, это зависит от его размера . Размер решает, сколько нот (или пауз) может влезть в один такт и как они там друг с другом внутри расположены. Доли внутри такта бывают сильные (ударные) и слабые . Первая доля такта всегда сильная.

Очень приятно слушается, когда ударения в песне или стихах расставлены в соответствии с их размером. Как в примерах. И наоборот, непрофессионально и криво звучат песни, в которых ударения расставлены без учёта этих правил, то есть, сильная доля, начало такта попадает на безударную гласную. Огромное количество кривых ударений типа - мОих, твОя, тЕбя, сЕбя, мЕня и подобные им сегодня просто бесят слышны почти в каждой песне. Когда-то популярная песня "чашка кофею" - как раз и есть такая попытка подогнать текст под ритм. Но, если ты понимаешь и чувствуешь ритм, то постараешься не допускать таких вещей в своём творчестве, так как эти несовпадения звучат гораздо хуже, чем чётко попадающие в ритм ударения. Да и про русский язык не надо забывать, ему и так нелегко сегодня...

Теперь, поняв основу музыкального ритма, мы можем познакомиться с темпом - то есть, скоростью композиции. Мы ведь можем читать стихотворение медленно, размеренно, а можем быстро. Музыку тоже можно играть с разной скоростью. Это и есть темп. Он может обозначаться латинскими словами, обозначающими скорость. Например: протяжно, умеренно, быстро и т.д.

Но на сегодня - самый точный и удобный способ - это обозначение " BPM ", Beats Per Minute, удары в минуту.
В цифрах просто указывается, сколько сильных долей, ударов должно быть в одной минуте времени.


Важно понимать, что ритмическая сетка из тактов - это просто ячейки, которые мы заполняем музыкой. Причем заполняем мы их не только звуками, но и паузами . Это самый важный момент! Паузы тоже имеют значение, они тоже занимают место в такте, как и звуки. Без пауз музыка не звучит. Как, читая стих, мы делаем паузы, чтобы набрать воздуха в грудь, выделить какое-то место, так и в музыке, паузы нужны, чтобы подчеркнуть какие-нибудь места, дать слушателю отдых и т.д.

Я даже этот текст специально разделяю паузами между абзацами, чтобы он легче воспринимался и не выглядел просто нагромождением букв)))

Идём дальше. Теперь, имея ритмическую сетку из тактов, мы можем вписывать в нее звуки. Или не вписывать, тогда это будут паузы. И все эти звуки, ноты, паузы, могут быть разной длины. В нотной записи длину ноты или паузы мы понимаем из её внешнего вида, то есть то, как она рисуется, сразу говорит нам, как долго она будет звучать.


Мы можем сыграть одну ноту, и тянуть ее весь такт. Это " целая " нота.
Мы можем сыграть две ноты покороче и в один такт их влезет уже 2 штуки, друг за другом. Это " половинные " ноты.
Мы можем сыграть ещё более короткие ноты так, чтобы в одном такте их поместилось аж 4 штуки, тогда они совпадут с ударными слогами стихотворения в нашем примере. Это " четвертные " ноты.
Мы можем продолжить деление, и ноты будут звучать все короче и короче. Восьмые, шестнадцатые и т.д.

Каждая отдельная нота музыки имеет свою длительность и свое место, время начала звучания и время окончания звучания. Здесь находятся ворота в огромный мир вариантов и возможностей - мы туда пока не пойдем, так, заглянули и идём дальше)))

А вот теперь мы можем разобраться с метрономом - устройством, помогающим нам играть в заданном ритме. Он воспроизводит короткие звуки (удары) с одинаковыми временными промежутками, то есть всегда играет ровно, согласно настройкам. Просто обозначает нам ту самую ритмическую сетку, в которую мы будем вписывать звуки. Или паузы.

А настроек у метронома не так уж и много.
Основные - размер и темп .
Размер обозначается дробью 4/4, 3/4, 2/2, 5/4 и т.д. и пишется в самом начале нотной записи, сразу после ключа.
В числителе - количество сильных долей в такте. В нашем примере стихотворения их 4.
В знаменателе - какой величины эта самая сильная доля. Чаще всего это четвертные ноты, они не слишком короткие и не слишком длинные, ими удобно считать темп, поэтому в знаменателе пишем 4. Иногда удобнее считать более длинными нотами (будут половинные 2 в знаменателе) или более короткими (тогда восьмые 8).

Теперь подберём темп, скорость. Если поставить в метрономе темп в 70 bpm, то каждый удар метронома будет совпадать с ударным слогом и читать будет достаточно комфортно.

Чтобы настроить метроном на вальс, в размере либо надо указать 3/4, либо просто на каждый счёт добавить по две слабые доли, чтобы в итоге такт состоял из повторяющихся "троек" - одна ударная и две безударные доли.

В том же темпе 70 bpm вальсовый стишок тоже легко читается. На каждый удар метронома приходится 3 слога - ударный (совпадает с ударом метронома) и 2 безударных, которые произносятся между ударами метронома.

В общем, тренируйтесь на любых песнях и мелодиях, выделяйте в них одинаковые отрезки, и пробуйте считать под них ровным счетом, это не так уж и сложно. Конечно, есть очень сложные, составные ритмы, которые понять тяжело даже опытному музыканту, но, все-таки, большинство популярной музыки состоит из самых обыкновенных четверок или, если это вальс, то троек.


Понятно, что мы с вами разобрали лишь самые основы, только чтобы получить общее представление о ритме, темпе. Это очень объемная тема, которую не раскрыть в одной статье. Но, в любом случае, играть музыку, учить ее, писать, или даже просто слушать, приятнее понимая основы ее формирования. Мне кажется это даже более важным, чем умение читать ноты с листа или виртуозное владение приемами игры на любом инструменте. В конце концов, вся наша жизнь, вдох-выдох, день-ночь, подчинены определенным ритмам, так что разобраться в них будет полезно. И я с удовольствием вам в этом помогу, обращайтесь.

Приятных вам ритмов и до новых встреч.
Максим Стотыка.

Чем темп бега отличается от скорости

Есть ли разница между темпом и скоростью? Почему велосипедисты измеряют передвижение, используя термин «скорость», а бегуны – «темп»? Отвечаем на все вопросы ниже.

Что такое темп бега

Темп – это количество времени, за которое вы пробегаете 1 км. Например, мировой рекорд на дистанции 1000 м у мужчин составляет 2:11,96, а у женщин 2:28,98. Темп показывает, какое время человек тратит на преодоление того или иного расстояния. То есть, зная свой средний темп, можно понять, сколько времени понадобится на дистанцию.

Темп бега измеряется в минутах-секундах на километр либо в минутах-секундах на милю, в зависимости от используемых единиц измерения. Например, темп 5:31 мин/км означает, что километр был пройден за 5 минут 31 секунду.

Здесь же следует сказать о среднем темпе бега, к которому апеллируют все бегуны, анализируя результаты забега.

Термин «средний темп» говорит сам за себя и означает усреднённое число, с которым вы пробегали каждый километр дистанции. Например, если на 5-километровую пробежку вы затратили 25 минут, то средний темп бега будет равен 5:00 мин/км.

Подпишитесь на "Марафонец" в Telegram. Анонсы статей и полезные подборки каждую неделю.

Как рассчитать средний темп

Всё просто: Время / Расстояние = Средний темп (25 минут делим на 5 км и получаем ваш средний темп, равный 5:00 мин/км).

И совсем не обязательно бежать каждый километр по 5 минут. Какой-то километр вы могли бежать и все 7 минут, а какой-то быстрее 4:30, на то он и средний темп.

Как рассчитать своё финишное время бега? Если вы знаете, что можете бежать 10 км со средним темпом 4:30 мин/км, умножьте темп бега на дистанцию. Получается, что 10 км вы пробежите за 45 минут.

Интересный факт: на основе данных о более чем 300 миллионах пробежек, загруженных в приложение Strava в 2018 году, был вычислен средний темп бега по всему миру – 6:08 мин/км.

Что такое скорость бега

Темп – величина, обратная скорости. Если темп показывает, сколько времени вы потратили на преодоление определённого расстояния, то скорость – какое расстояние вы покрываете в единицу времени.

Чтобы рассчитать свою скорость, вам нужно знать расстояние, которое вы пробежали, и время, которое потребовалось для этого.

Формула: Скорость = Расстояние / Время в минутах х 60. Если бег на 12 км занял 75 минут, то средняя скорость будет равна 12 / 75=0,16х60=9,6 км/ч.

Как перевести темп бега в скорость

Чтобы узнать, с какой скоростью вы бежите, просто разделите 60 (количество минут) на свой темп. Например, спортсмен бежит с темпом 5:00 мин/км. 60 делим на 5 и узнаём, что бегун движется со скоростью 12 км/ч.

Формула: Скорость = 60 / Темп

Почему в беге фиксируется темп бега, а не скорость

Ответ на этот вопрос лежит на поверхности. Бег как вид спорта появился задолго до появления приборов, показывающих скорость, – спидометров. Для многих спортсменов старой закалки использование часов на пробежках до сих пор в новинку.

Раньше, если бегун хотел знать, с какой скоростью он движется, ему требовался секундомер и маршрут с известным расстоянием, тот же стадион. Один круг стандартного стадиона составляет 400 метров, а 2,5 круга равны километру. Оставалось лишь запустить секундомер, пробежать 2,5 круга и нажать кнопку «Стоп». Полученное время и было темпом на километр.

Это одна из причин, по которой бегуны не используют измерение «километр в час». Темп даёт немедленное представление о том, как быстро человек бежит и сколько времени нужно, чтобы преодолеть ту или иную дистанцию.

Большинство соревновательных дистанций в лёгкой атлетике пробегаются менее чем за час, что и сделало использование темпа более применимым.

Как следить за темпом бега

В наше время редко кто на ходу занимается переводом темпа бега в скорость, ведь это уже давно научились выполнять часы и приложения на смартфонах, отслеживающие ваше передвижение с помощью GPS.

Устройства могут показывать как текущий темп/скорость, так и средние значения на протяжении всего забега. Однако текущий показатель может быть не совсем точен, потому что на спутниковый сигнал влияют деревья, здания, рельеф.

К слову, на стадионах GPS часто ошибается. Для 5000 м погрешность доходит вплоть до 200 м, показывая в итоге, что за 20 минут вы пробежали 5200 м (средний темп 3:51 мин/км), в то время как в действительности за 20 минут вы пробежали 5000 м (средний темп 4:00 мин/км).

Это происходит из-за того, что координаты на спутник отправляются с некоторой периодичностью, и на часах в итоге эти отправленные точки соединяются. Вся путаница происходит из-за виражей, которые как раз мешают отправленным точкам выстраиваться в верную линию.

Так что при работе на стадионе не полагайтесь на автоматический отсчёт вашего темпа, а работайте по секундомеру, как в старые добрые времена. Часы и приложения на смартфонах годятся для измерения тренировок на шоссе, а не в манеже или стадионе.

Читайте также: Скорость бега человека: средняя, максимальная, рекордная

Конспект урока по музыке: "Мелодия и темп"

Конспект урока музыки «Мелодия и темп»

учитель музыки Валеева Ф.И.


Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.
Цель урока: закрепление и обобщение знаний учащихся о ладе, тембре, регистре, знакомство с понятием темп, как средством музыкальной выразительности, приобщение к ценностям мировой музыкальной культуры.
Задачи:Образовательная: познакомить с основными темпами музыки. Коррекционно-развивающая: развивать умение планировать предстоящую деятельность для достижения цели; развивать умение припоминать и воспроизводить ранее изученный музыкальный материал, развивать вокально-хоровые навыки, творческие способности.
Воспитательная: воспитывать интерес к классической музыке через слушание, воспитывать навыки самоконтроля в процессе формирования умения оценивать свою работу, побуждать учащихся к адекватной самооценке на уроке.
Ход урока:
1. Орг. Момент. Музыкальное приветствие.
2.Вхождение в урок
Арт-терапевтическое упражнение «Ветер по морю гуляет…» (на фоне музыки).
- Закройте глаза, ощутите себя на морском просторе, где дует легкий теплый ветерок. Давайте подуем на свои ладоши и убедимся, что воздух теплый.
На воде появляются волны (дети сплетают пальцы обеих рук «в замок» и выполняют волнообразные движения).
- А сейчас мы будем подражать шуму волн: стоя, на вдохе легко и плавно поднимаем руки вверх, слегка наклоняясь вперед, на выдохе опускаем руки, принимаем исходное положение и длительно произносим звук [ш].
Учитель: «Садитесь так, чтобы вам было удобно. Закройте глаза. Представьте, что вы лёгкое пёрышко в море. Вас окружает вода: иногда слабое течение, а иногда бушующие, разрушительные волны. Почувствуйте, как волна обтекает ваше неподвижное тело. Вот вы превращаетесь в разноцветную водоросль. Вслушайтесь в звук барабана, пусть звук «проникнет» в ваши движения. А теперь откройте глаза и поприветствуйте друг друга рукопожатием».
3. Актуализация опорных знаний Учитель - В музыке, как и в любом другом предмете, науке есть своя система понятий, терминов, которые применяются только в музыке. Их называют элементами музыкальной речи или средства музыкальной выразительности.
О каких средствах музыкальной речи мы говорили на предыдущих уроках?
Ученики: - Нам знакомы следующие средства музыкальной речи: мелодия, лад, регистр, тембр. 
Учитель: - Какой бывает регистр? 
- Он бывает низкий, средний, высокий. 
Учитель: - Какой бывает лад?
- Лад бывает мажорный и минорный.
Учитель: - Давайте исполним попевку «Мы пятиклассники» в разных ладах.
(Исполняется попевка)
Учитель :- От лада зависит характер музыки. Сегодня мы продолжим знакомство со средствами музыкальной выразительности, и узнаем, только ли от лада зависит характер музыки.
4. Открытие новых знаний и первичное закрепление полученных знаний.Учитель :-Тему урока вы сможете узнать, если найдете слово в таблице.
Таблица мелодия и темп 
Тема Мелодия и темп.
Учитель : - Один из ведущих элементов музыкальной речи это мелодия. 
Если вы побывали на концерте, в театре или в кино, где звучало много музыки, то возвращаясь домой, и, вспоминая услышанное, вы напеваете про себя или вслух. 
То, что вы напеваете, и есть мелодия. А что такое темп, я надеюсь, что вы сами определите в ходе урока
Исполняется Попевка «Разные ребята» в разных темпах. 
Учитель :- Темпы бывают медленные, умеренные и быстрые.
Для определения темпов применяются итальянские обозначения.
У каждого обучающегося на столе таблица
Исполняется песня «Степь широкая» в различных темпах. 
Учитель:-Изменяется ли характер? Подберите темп к этой песне. (ребята подбирают нужную карточку)
Прослушивание фрагмента балета «Конёк - Горбунок» музыка Родион Щедрин. 

Учитель :- Ребята, когда будете прослушивать фрагменты произведения, обратите внимание на отличие мелодии вступления и основной части. Изменения темпа во время слушания уч-ся записывают в тетрадь
Учитель :- Почему мелодия шествия вначале звучит торжественно, а затем становится неук¬люжей, звучит с паузами и акцентами? (Ответы детей)
Учитель :- Какие элементы музыкальной речи делают мелодию маршевой? (Ответы детей)
Учитель :- Как изменяется темп? Подбери соответствующие итальянские обозначения темпа. (Ответы детей)
Учитель :- Назовите инструменты симфонического оркестра, которые исполняют вступление. (Ответы детей)
5. Обобщение и систематизация полученных на уроке знаний. Исполняем разученные ранее песни в разных темпах и определяем изменился ли характер музыки.
Учитель: Зависит ли характер произведения от темпа? 
Ученики: От темпа зависит характер произведения.
Учитель : Что такое темп? (Ответы детей)
Учитель: Правильно. Это скорость движения музыки.
Запишите определение в тетрадь (записывают)
Учитель: Ребята, а вы знаете, что такое конкурс? 
Ученики: Это соревнование
Учитель: ребята, давайте проведём конкурс дирижёров. Кто лучше запомнил темпы? Называй темп и дирижируй в характере музыки. 
Проводится конкурс дирижёров 
Учитель: Можно сделать вывод, что характер музыки зависит не только от лада, но и от темпа? (Ответы детей)
6. Итог урока. 
Учитель:- С каким средством музыкальной выразительности мы сегодня познакомились? 
Ученики: темп
Учитель: Что такое темп? (Ответы детей)
Учитель: С какими средствами мы встречались?
Мелодия, лад, регистр, тембр, темп 
Учитель:- Какой из этих элементов наиболее важный? (Ответы детей)
Учитель:- Каждый элемент важен по-своему: в мелодии присутствует и лад, и регистр, и тембр, и темп. На следующем уроке мы продолжим знакомство с элементами музыкальной речи. 

Что означает PACE?

PACE

Программа ускоренного обучения в колледже

Сообщество »Образовательные - и многое другое ...

Оценить:
PACE 9000 Программа для взрослых Высшее образование

Академические и естественные науки »Колледжи

Оцените:
PACE

Полиция и свидетельские показания

Государственные органы» Полиция

45

Оцените:
PACE

Положительное отношение меняет все

Сообщество »Образовательные

Оцените:
PACE

Бизнес »Символы NASDAQ

Оцените:
PACE

Партнерство для продолжения работы

Сообщество »Некоммерческие организации

Оцените it:
PACE

Консультации и обучение после аборта

Медицина »Физиология

Оценить:

Оцените:
PACE

Прогрессивный альянс для расширения прав и возможностей сообщества

Сообщество

Смета затрат на приобретение программы

Государственный »Военный

Оцените:
PACE

Проект для колледжей для взрослых

» Проект для колледжей для взрослых

»

Оцените:
PACE

Профилактика и контроль Обмен

Разное »Несекретный

Альтернативы политики Сообщество и образование

Сообщество

Оцените его:
PACE

Закон о полиции и доказательствах по уголовным делам 1984 года

- Государственный » Больше...

Оцените:
PACE

Повышение коммуникативной эффективности

Медицина »Больницы

PACE

Perkins Approved Clear English

International »English

Оцените:
PACE

Обеспечение доступа к капиталу для бизнеса

Бизнес

Оцените:
PACE

Родители как профессиональные преподаватели

Сообщество »Школы

ПАСЕ 9 0005

Практическое академическое и культурное образование

Сообщество »Образовательное

Оцените его:
PACE

Тихоокеанский альянс католического образования

Оценить:
PACE

Положительный активный Clear And Energetic

Разное »Несекретный

Performance Agility Club of Edmonton

Разное »Связанные с собаками

Оцените:
PACE

Профессиональное и карьерное образование 9005

Оцените это:
PACE

Персональное и корпоративное обогащение

Разное »Несекретное

Оценить: